Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 217 человек

Развитие личности в раннем детстве

Дата: 21 ноября 2015 в 20:25

Развитие личности в раннем детстве

    До 2-3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками. Общение с матерью и близкими людьми является для него достаточным. Поэтому дети с нормальным развитием, а особенно чувствительные и впечатлительные, не могут быстро адаптироваться к изменениям: на разлуку с матерью они реагируют аффективно, не находя в новой обстановке равноценной замены. Если сравнить детей, посещающих ясли, с воспитывающимися дома, можно убедиться: вследствие стресса ясельные дети более возбудимы и чаще болеют. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния, вплоть до невроза.

    Однако дети, отстающие в эмоциональном развитии, не имеющие эмоциональной привязанности к матери адаптируются гораздо легче или совсем легко, и не испытывают глубоких переживаний от разлуки с нею.

    Быть родителями – это искусство. Однако если художниками рождаются, то родителями становятся. Главное в этом процессе – проявить чуткость, понять переживания своего ребенка, суметь встать на его место, особенно в критические для него периоды, одним из которых, несомненно, является период привыкания ребенка к детскому учреждению, к социальному окружению, к школьному обучению.

    Первое, что должны уметь родители, - быть спокойными во взаимоотношениях с малышом, уравновешенными и доброжелательно настроенными к детскому саду и его воспитателям, к окружающим вас людям, к будущим учителям. Ребенку непременно передадутся эти чувства.

    Ваш образ жизни – семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения  в семье являются главными факторами в развитии личности ребенка. Дети воспринимают нормы поведения в обществе, усваивая таковые в семье, на ее примере они учатся взаимодействию с людьми. Плохое поведение ребенка чаще всего свидетельствует о том, что он не чувствует себя защищенным.

    Если семья живет обособленно, в семье не бывает гостей, родители замкнуты и необщительны. Ребенок не бывает на детских площадках, не играет с другими детьми. В детском саду адаптируется плохо, плохо налаживается общение с социальным окружением, с детьми не общается, всегда напряжена.

    Особенно чувствительны к семейным проблемам мальчики. Разлады в семье, а тем более развод родителей скверно сказываются на благополучии детей. Дети становятся тревожными, тревога проявляется в виде агрессии и дурного поведения, вследствие чего и адаптация в социуме проходит с большим трудом.

Поддерживайте в доме атмосферу, лишенную напряжения, выясняйте отношения с супругом в отсутствии детей.

    Дайте ребенку понять, что он занимает в семье очень важное место, что он любим, что его интересы – это ваши интересы.

    Не бойтесь признаться в своей неправоте, если вы действительно были не правы: сорвались, незаслуженно поругали малыша.

    Каждому из родителей надо избегать указаний, противоречащих мнению другого родителя; это сбивает ребенка с толку и порождает у него тревогу. Поэтому добивайтесь согласованности своих действий.

    Ясно выражайте ребенку свои требования, мягко и доступно объясните, чего вы хотите от него. Например, недостаточно сказать «веди себя хорошо», если вы хотите тишины, а ребенок расшалился. Попросите его не шуметь (спокойно и доброжелательно, без раздражения).

    Проявляйте свои мысли и чувства без агрессивности, внимательно слушайте ребенка.

    Не забывайте оставлять времени для себя: почитайте, отдохните. Ваше спокойствие нужно, прежде всего, вашему малышу.

    Знайте, что трудности и переживания, подобные вашим, испытывает все родители.

    Вот вам один совет, который поможет вам и ребенку пережить непростой период привыкания к новым условиям жизни: найдите спокойное, уединенное место и 5 минут свободного времени. Вдохните носом воздух, вдохните ртом. Закройте глаза. Дыхание спокойное. Представьте своего ребенка, его личико, его одежду, вообразите его играющим в группе. Мысленно передайте ему свою любовь, силу, исходящую от  вас…  Откройте глаза, улыбайтесь.

    В этом возрасте, дети учатся говорить, двигаться, строить взаимоотношения с другими детьми. Не забывайте вечером побеседовать с ребенком о том, с кем он играл, какая игрушка понравилась, какую песенку выучили на музыкальном занятии. Старайтесь похвалить, подпеть – одним словом, не оставаться в стороне.

    Приучайте детей к самостоятельности, учите надевать трусики и колготки, босоножки, а к одежде  пришивайте вешалки, чтобы ребенку было легко и проще одеваться после сна и собираться на прогулки. Утром приходите пораньше, чтобы была возможность, не торопясь раздеться, поговорить о том, чем ребенок будет заниматься сегодня в группе. Ваше спокойствие будет благоприятно действовать на ребенка, и то, что вы не спешите уйти, не будет расстраивать ребенка, он будет понимать, что его не бросают, а лишь оставляют на определенное время – поиграть, развлечься, для удовольствия. Ребенок будет вас понимать, если вы будете понимать его.

    Необычайно важный этап в жизни каждого человека – его развитие от одного года до трех лет. Важность развития ребенка в возрасте от одного года до трех лет трудно переоценить. Ребенок в возрасте до 3 лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30 – 40%. Очень важно построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности своего возраста. Именно поэтому большую роль в развитии ребенка играют близкие ему люди, которые помогают ребенку гармонично развиваться, создают психологический и физический комфорт для его успешного роста. Трудно переоценить роль физической культуры для улучшения состояния здоровья малыша.

    Ранний возраст – важный период в формировании человеческой личности, период, когда закладываются основы психологического и физического здоровья.  То, что упущено в детстве, трудно восполнить в более позднем возрасте.

    Проблемы детей раннего возраста заключаются в следующем:

  • Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, они проявляются косвенно – через отставание в развитии, капризность, агрессивность и пр.;
  • Ребенок не может осознанно поставить перед собой цель избавиться от психологических  проблем и нарушений. Сотрудничать с педагогом он будет только тогда, когда это ему будет интересно.

    В группе «Малыши» решаются следующие задачи:

  1. Укрепление психического, психологического, физического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.
  2. Формирование адекватных возрасту способов и средств общения со взрослыми и сверстниками.

    Если родители будут тесно сотрудничать с педагогами, объединят все усилия, то результат будет высоким и ребенок будет лучше развиваться, ему легче будет строить взаимоотношения с социумом.

    Раннее детство характеризуется интенсивностью физического и психического развития. Перед детьми открывается мир человеческих отношений: они усваивают простейшие правила поведения; у них формируются вкусы, привычки, привязанности. Причем, дети копируют привычки взрослых, поэтому очень важно в этом возрасте, чтобы взрослые анализировали свое поведение, свои привычки и подавали детям положительный пример поведения. Родители должны четко понимать, каким бы хорошим не был педагог, но авторитет родителей незаменим и ваши малыши копируют только ваше поведение, только ваши привычки, как бы жестко вы их не воспитывали, но если вы на глазах у ребенка говорите неправду, то и ребенок будет обманывать. Многие считают, что маленький ребенок не различает плохо и хорошо, пока ему об этом не скажет мама. Но если вы при ребенке, говорите мужу, если мне позвонят, скажи, что меня дома нет. Со временем ребенок сопоставляет факты вашего поведения и понимает, что это удобно. Скажу так, как выгодно мне.

    Другая особенность этого возраста – недостаточная морфологическая и функциональная зрелость органов и систем. Следовательно, быстрый темп развития осуществляется на недостаточно благоприятном фоне – при незрелости организма, а это повышает его ранимость. Малыши в большей степени, чем старшие подвержены заболеваниям из-за деятельности внутренних органов. Кроме того, они быстро утомляются, им трудно переключиться с одной деятельности на другую, они отличаются повышенной возбудимостью, неустойчивым эмоциональным состоянием.

    Именно в первые годы умственное и нравственно развитие зависят от физического состояния и настроения ребенка. Недостаточная уравновешенность нервных процессов, излишняя подвижность могут стать причиной капризов, конфликтов между детьми. Положительное эмоциональное состояние, бодрое настроение поддерживаются правильной организацией жизни, интересными впечатлениями. Ухудшение здоровья отражается на отношении к окружающему: снижается восприимчивость, притупляется ориентировочная  реакция, дети теряют приобретенные умения, речевые и двигательные навыки. Знание этих особенностей требует внимательного отношения к здоровью детей, охраны их нервной системы, снижению психоэмоционального напряжения.

    Потребность во внешних впечатлениях (зрительных, слуховых, тактильных) и в движении, т.е. сенсомоторная потребность, проявляется уже в первые три месяца жизни. Удовлетворение этой потребности вызывает у ребенка положительные эмоции и интерес ко всему окружающему, а с возрастом превращается в познавательную деятельность.

    На основе сенсомоторной потребности формируется потребность в общении со взрослым, которая определяет активное поведение развивающейся личности. Общение важно для психического здоровья ребенка, формирования речевых навыков, предметной и игровой деятельности, для формирования активного поведения.

    Развитие личности – это процесс формирования личности как социального качества индивида, его социализации и воспитания. Т.е. обучение ребенка взаимодействию с окружающим миром, овладению достижениями человечества. В этом возрасте воспитание является ведущим в развитии его личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научен, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения. В самом общем виде развитие личности может быть представлено как процесс вхождения ребенка в новую социальную среду и интеграция в ней в результате этого процесса.

    Для детей этого возраста главное положительный эмоциональный климат в окружающем, отсутствие эмоционального напряжения.

    Признаки психоэмоционального напряжения:

  • Трудность засыпания и беспокойный сон.
  • Усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребенка не утомляла.
  • Беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность.
  • Рассеянность, невнимательность.
  • Беспокойство, непоседливость.
  • Отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним.
  • Проявления упрямства.
  • Сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно, без разбора ест, заглатывая при этом пищу (иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита).
  • Боязнь контактов, стремление к уединению, отказ участвовать в играх сверстников (часто ребенок бесцельно бродит по групповой комнате, не находя себе занятия).
  • Игра с половыми органами.
  • Подергивание плечами, качание головой, дрожание рук.
  • Снижение массы тела или, напротив, проявление симптомов ожирения.
  • Повышенная тревожность.
  • Дневное и ночное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось.

    Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее.

   

 

   

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.