Консультация "Мне интересно все вокруг!"
В этом учебном году коллективом нашего учреждения решается годовая задача по формированию у воспитанников познавательных способностей через экспериментирование и исследовательскую деятельность. С ребятами в группе мы будем проводить опыты и эксперименты с различными материалами и веществами. Но ведь экспериментировать можно и нужно дома!
Предлагаем Вам советы и рекомендации как можно интересно занять ребенка в домашних условиях, казалось бы в обычных жизненных ситуациях.
Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Очень полезно не давать знания в готовом виде, а направить его, чтобы он хотел получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели.
Ребенок нуждается в новых впечатлениях, посредством которых возникает развитие поисковой деятельности, направленно на знакомство с окружающим миром. Чем разнообразнее и интереснее эта деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Познавая окружающий мир, ребенок, стремится не только рассмотреть предмет, но и обследовать его руками, языком, понюхать, постучать. Он задумывается о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и воде, выпадение осадков и другое.
Любознательность - это черта характера, которую необходимо развивать с раннего возраста, что основное ребенок познает дома из общения с родителями, участия в повседневных делах, наблюдений за действиями членов семьи. Родители могут многое сделать для развития, используя естественные ситуации (по дороге домой, на кухне, в магазине, купая ребенка.).
Примеры использования естественных ситуаций дома для совместной исследовательской деятельности детей и родителей:
- На кухне – Вода горячая и холодная, растворяем в воде разные вещества (сахар, соль, варенье и др., вода меняет вкус, цвет, льется, переливается, очищает.
Игры «Прятки с водой» (спрячем монетку в воде, молоке). «Тонет – не тонет» (гаечка – деревянная палочка, пластмассовое яйцо от «киндер-сюрприза» и прочее).
- В ванной комнате - Разрешите играть с пустыми баночками, флакончиками, мыльницами (куда больше воды поместится? Куда вода легче набирается? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы флакончик утонул)
- Уборка комнаты – Как ты считаешь, с чего надо начать? Что для этого нужно? Что ты сможешь сделать сам? В чем тебе понадобится помощь?
- Поливка цветов – Всем ли растениям необходим одинаковый полив? Почему? Какие растения нужно обрызгивать? Какие нет? Зачем рыхлить землю?
- Ремонт в комнате – Какого цвета обои ты бы хотел видеть? Почему? Где лучше повесить твои рисунки? Где удобнее поставить твой столик?
Подобные ситуации развивают наблюдательность, умение планировать и подбирать необходимый материал, рассчитывать свои силы, поможет ребенку научиться высказывать свои суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения!