Игры и игровые упражнения для детей 2-3 лет на тему:
«Здоровье и личная гигиена».
Цель: обогатить позитивный эмоциональный опыт детей при освоении навыков самообслуживания и личной гигиены.
Игровая ситуация «Мы готовимся к обеду».
Дидактические задачи: познакомить с названиями столовой посуды, их формой, цветом; объяснить значение приборов для обеда.
Оборудование: предметы столовой посуды: тарелки (глубокая, мелкая), кружка, ложки (маленькая, большая).
Ситуация разворачивается естественным образом. Воспитатель обращает внимание детей на помощника воспитателя, который готовит посуду для сервировки стола к обеду. Воспитатель показывает детям предметы столовой посуды попарно: глубокая и мелкая тарелка, маленькая и большая ложка, кружка. Выделяются общие и отличительные признаки. Например: «Эти тарелки круглой формы. Эта тарелка мелкая, а эта - глубокая». Педагог объясняет детям назначение каждого предмета столовой посуды. Далее объясняет, что все эти предметы тоже называют посудой: их ставят на стол, который нужно накрыть к обеду,обращает внимание детей на сервировку стола. Комментирует детям последовательность расстановки приборов для обеда. «Сначала надо поставить на середину стола хлебницу. Вокруг хлебницы надо расставить глубокие тарелки. Справа от тарелки надо положить большую ложку, которой мы будем есть суп. Рядом с ложкой надо положить вилку. Она понадобится, когда мы будем есть второе блюдо. Между глубокой тарелкой и хлебницей надо поставить кружку, из которой мы будем пить компот». После того, как накрыт стол, педагог делает обобщение: «Посмотрите, все, что стоит на столе, - это посуда. Такая посуда называется столовая». В свободное время воспитатель организует с детьми игру «Накроем стол к обеду для наших любимых игрушек», в ходе которой закрепляются названия предметов столовой посуды, совершенствуются культурно - гигиенические навыки, культура поведения за столом, дети упражняются в правильной сервировке стола.
Игровое упражнение «Напоим куклу Аню чаем»
Дидактические задачи: формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними; развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.
Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, дети выбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Анечка. Вот чай наливаю в чашку... положу сахар... ложкой размешаю... возьми печенье... кусай печенье... пей чай... Не торопись, чай горячий...»
На последующих занятиях дети сами будут поить кукол чаем, игровое действие постепенно усложняется за счет ввода в игру варенья и т.п. Где возможно, усложняется и речевое сопровождение, например: «Не пей чай из ложки. Держи чашку крепко. Молодец, ешь печенье аккуратно, не кроши...»
Дидактическая игра «У Кати день рождения»
Дидактические задачи: обобщить представления детей о сервировке стола, о некоторых продуктах питания; закрепить навыки культуры еды, пользования чайной посудой; воспитывать умение быть гостеприимными при встрече гостей, радоваться их приходу, выражать слова благодарности, проявлять внимание во время угощения;
Оборудование: игрушки: кукла в нарядном платье, кукла - мальчик, мишка, заяц; набор продуктов: морковь, банан, апельсин, малина, яблоко; предметы чайной посуды.
Воспитатель сообщает детям о том, что у куклы Кати сегодня день рождения и она всех нас приглашает в гости. Обсуждение: «Что можно подарить кукле Кате?» Дети собираются на день рождения, берут с собой приготовленные подарки и приходят в гости к Кате, приветливо здороваются, дарят Кате свои подарки. Катя благодарит детей.
Воспитатель: "Посмотрите, дети, какая Катя сегодня красивая, нарядная. Во что она одета? "(Дети называют цвет платья, банта, туфелек.)
Катя: Ко мне на день рождения пришли еще мои друзья. Вот они сидят на диване.
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто пришел к Кате на день рождения.
Дети называют знакомых им персонажей: зайка - попрыгайка, Мишка - Топтыжка, мальчик Коля.
Воспитатель: Катя хочет угостить своих гостей. Давайте посадим гостей к столу. Маша, посади за стол зайчика. (Ребенок сажает игрушку, а воспитатель активизирует речь остальных детей: «Кому помогает сесть за стол Маша? Маша сажает за стол зайку».) Давайте поможем Кате накрыть на стол. Вот в корзиночке Катя приготовила угощение для гостей (в корзинке морковь, банан, апельсин, малина, яблоко). Давайте выложим все на блюдо.
Дети достают из корзинки знакомые продукты и отвечают на вопросы воспитателя: что это? Какого цвета? Как его можно съесть? Затем каждому ребенку дается короткая инструкция типа: «Максим, поставь вазу с печеньем на середину стола. Инна поставит вокруг вазы блюдца, а на каждое блюдце Женя поставит чашку». Все дети выполняют поручения, расставляя чайную посуду на столе.
Воспитатель: Стол накрыт, гости сели за стол. Теперь они выберут себе угощение.
Как вы думаете, что выберет зайка - попрыгайка? Так распределяются все продукты. Медвежонок любит ягоды - угостим его малиной. Мальчик Коля любит яблоки. Кате достается апельсин.
Катя: Ребята, вы тоже пришли ко мне в гости. Я хочу угостить вас чаем с печеньем.
Дети садятся за стол и угощаются. Затем гости благодарят Катю за вкусное угощение. Играют в хороводную игру «Каравай». Вежливо прощаются.
Игровая ситуация "Кукла идет на прогулку"
Задачи: формировать у детей представления об одежде, закрепить умения выполнять предметно-игровые действия с ней.
Оборудование: кукла, одежа для куклы.
Ход игры: воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку: "Давай поможем кукле одеться, на улице холодно", предлагает ребенку достать из шкафчика одежду: шапку, куртку, ботиночки. Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая: надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнем пуговицы. Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки. Вот шнурки, я помогу тебе завязать их. Надеваем шапку на голову. Вот так, шапку надели. Кукла собралась на прогулку, может идти гулять. В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Конспект игры-занятия "Будем чистыми и красивыми".
Программные задачи: развивать потребность в познании окружающего мира; формировать представления о значимости гигиенических процедур для здоровья; воспитывать желание быть самостоятельными при их выполнении.
Оборудование:
Кукла (грязная, лохматая, в помятой одежде), игрушки-зверята.
Предметы гигиены и картинки с изображением предметов гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п.).
Картинка с наклеенными геометрическими фигурами-мыльницами, вырезанные аналогичные геометрические фигуры, чуть меньшего размера — мыльницы.
Салфетки и подносы красного, зеленого, синего и желтого цветов.
Полотенца одинаковой длины, но разной ширины.
Бельевая веревка.
Аудиозапись:«В ванной».
Ход занятия:
Игровая ситуация «Кукла-грязнуля».
Сегодня к нам в гости пришла кукла. Что-то она не заходит. Стоит за дверью. Давайте ее позовем, скажем: «Кукла, заходи». (Вносится кукла).
Ой, а что это с куклой? Дети, вам нравится эта кукла? А почему не нравится?
Придется нам с вами научить куклу, что нужно делать, чтобы быть чистой и красивой.
Я — кукла-замарашка.
Грязна моя рубашка.
С мылом я не мою руки,
В жирных пятнах мои брюки.
Дети не хотят со мной дружить.
Что мне делать, как мне быть?
Далее игрушки-зверята по очереди приносят предметы гигиены и учат куклу ими пользоваться.
Ой, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Дидактическая игра «Разложим мыло в мыльницы, подходящие по форме».
Дидактическое упражнение «Широкое и узкое полотенце». Полотенца бывают разные: вот полотенце узкое — им можно вытереть руки и лицо; а вот полотенце широкое — им можно вытереть все тело после душа или ванной. Это какое полотенце? А вот это какое полотенце? Покажите широкое полотенце, покажите узкое полотенце.
Дидактическая игра «Разноцветные салфетки». Разложите салфетки на подносы такого же цвета: красные салфетки — на красные подносы, желтые салфетки — на желтые подносы, синие салфетки — на синие подносы, зеленые салфетки — на зеленые подносы.
Пальчиковая игра « Умывание».
Моем руки, моем шею,
Моем уши и лицо,
Не спеша, не спеша.
Чистым быть ведь так приятно,
Чистота – хороша!
Дидактическая игра «Найди такой же предмет». Детям раздаются различные предметы гигиены (мыло, салфетки, шампунь, губки, баночки из-под шампуня и т. п.). Затем дети должны найти на картинке такой же предмет гигиены.
Музыкально-ритмическое упражнение «В ванной»
Кто тут будет куп-куп,
По водичке - хлюп-хлюп?
В ванну быстро - прыг, прыг,
В ванне ножкой - дрыг, дрыг!
Будет мыло пениться,
И грязь куда-то денется.
Детей подводят к выводу о том, что для того, чтобы быть здоровым и красивым, нужно быть чистым.
Перспективный план по реализации содержания образовательного компонента "Здоровье и личная гигиена" образовательной области "Ребенок и общество" учебной программы дошкольного образования.
М-ц |
Тема . Содержание работы |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Тема: «Наша группа». Задачи: познакомить детей с групповой комнатой (раздевалка, групповая, умывальная); их предназначением; Дидактические игры: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием. Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком. |
Анкетирование |
Октябрь |
Тема: «Умоем куклу». Задачи: перенести полученные навыки умывания в игровые действия; поддерживать положительные чувства к процессу умывания. Дидактические игра: «Перемешанные картинки». «Сделаем лодочки», «Водичка – водичка», «Мыльные перчатки», «Умывалочка» Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. |
Консультации: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?» |
Ноябрь |
Тема: «Кукла Оля обедает». Задачи: закреплять представления об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие "посуда", развивать игровой опыт, потребность в общении со взрослыми, доброжелательность к ним; Дидактические игры «Накормим куклу Катю», «Принимайся за обед», «Как мы кормили Хрюшу и Степашку". Цель: закрепить полученные навыки поведения за столом, перенести их в игровую ситуацию. |
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых». |
Декабрь |
Тема: «Умывание каждый день». Задачи: воспитывать культурно-гигиенические навыки, желание всегда быть красивым, чистым, аккуратным, уважительно относится к своему телу. Чтение потешек «Ай, лады, лады, лады, не боимся мы воды», «А водичка булькает. а водичка пенится», «Водичка-водичка», «Расти коса до пояса»; просмотр м/ф «Мойдодыр»; дидактическая игра «Это нужно нам зачем?» (с предметами туалета) , «Как Мойдодыр подарил Ване мыло», «Вымой руки». |
Оформление уголка «Советы родителям». Тема «Советы для маленьких упрямцев!» |
Январь |
Тема: «Купаться любят все». Задачи: вызвать интерес к выполнению КГН, побуждать детей к постоянному их соблюдению. Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». Чтение потешек «Кран. откройся, нос, умойся!», «Мыли мылом ушки, мыли мылом ручки». |
Консультация «Как увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов?» |
Февраль |
Тема: «Приглашаем куклу на чай». Задачи: формировать умение элементарно сервировать стол, навыки поведения за столом. Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении. Чтение потешек «У нас много ребят, все на стульчиках сидят», «Тушки -, тушки с творогом ватрушки». |
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!» |
Март |
Тема: «Вместе с куклой на прогулку». Задачи: закрепить выполнение алгоритма одевания одежды; Дидактическая игра «Научим куклу одеваться, раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы»; «Кукла идёт на прогулку», «Найди пару», «Поможем кукле Тане сложить вещи на место". Чтение потешек «Раз, два, три, четыре, пять – собираемся гулять», «Наша Маша маленька, на ней шубка аленька». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года). |
Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать». |
Апрель |
Тема: «Баю-баюшки-баю, куклу спать я уложу…» Задачи: формировать потребность в соблюдении правил личной гигиены перед сном (умывание, аккуратно складывать одежду). Дидактическая игра «Кукла Маша проснулась» Цель: учить надевать одежду на куклу-девочку, соблюдая последовательность действий с небольшой помощью взрослых; закрепить названия одежды. Пение колыбельных песенок «А вы, котики, не спите, нашу Таню стерегите», «Спи, Машенька, почивай, крепко глазки закрывай», «Баю-бай, баю – бай,спи, сыночек, засыпай». |
Практикум для родителей «Баю-башки-баю…" (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). |
Май |
Тема: «Водичка, водичка…». Задачи: закрепить уже имеющиеся у детей культурно-гигиенические навыки. Чтение потешек «Я сегодня утром рано умывалась из-под крана», «Из колодца принесла курица водицы». |
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра». |
Памятка для родителей "Формирования культурно-гигиенических навыков
у детей 2-3 лет"
С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Какие же основные представления и умения о здоровье и личной гигиене необходимо формировать у детей 2-3 лет в соответствии с учебной программой дошкольного образования?
• развивать умения самостоятельно умываться;
• пользоваться туалетом;
• воспитывать желание быть аккуратным, замечать неполадки в своем виде;
• активизировать речь детей, используя слова, обозначающие выполняемые действия, а также используем художественное слово;
• формировать умения и навыки опрятности; положительного отношения к сверстникам;
• культуры поведения в коллективе; скромности, вежливости, сдержанность.
Однако одним из важнейших условий, необходимых для успешного воспитания самостоятельности, является единство требований со стороны воспитателей и родителей. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребёнка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребёнку пример, сами всегда их соблюдали. Поэтому просто необходимо, чтоб правила и требования в детском саду не отличались от правил и требований дома:
Ребёнок за столом.
-приучать детей правильно сидеть за столом, аккуратно есть, тщательно и бесшумно пережевывать пищу;
-уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
-учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета,
суп, салат, запеканка)
Навыки культуры еды включают умение:
1. Держать ложку;
2. Не крошить хлеб;
3. Не разговаривать за столом; не крутиться, не играть.
4. Благодарить;
5. Пользоваться салфеткой.
Учим умываться.
-Обучать детей, не обливаясь, с помощью взрослого мыть лицо и руки; самостоятельно вытирать их только своим полотенцем и знать его место. Использовать процесс умывания для развития речи и ориентировки в пространстве.
Приступая к гигиенической процедуре, проговаривать с детьми весь процесс:
- Завернуть рукава одежды;
- Поднести руки под струю воды, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга;
- Смыть мыло под струёй воды;
- Снять полотенце;
- Насухо вытереть лицо и руки (называют части тела и лица, которые вытирают) ; аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;
- Предложить посмотреть в зеркало. «Вот какой ты чистый стал и красивый!»
- Все действия следует сопровождать оживлённым разговором, а также
использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий, в процессе дидактических игр.
Обязательное правила:
- руки моем после туалета, перед столовой и по мере загрязнения.
- после столовой вымыть губы.
Навыки мытья рук и умывания включают умение:
1. Закатать рукава; 2. Смочить руки;
3. Взять мыло, намыливать до появления пены;
4. Мыть руки;
5. Смыть мыло;
6. Умыть лицо.
7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку;
Основные правила одевания и раздевания.
-научить детей самостоятельно снимать одежду, обувь;
- расстёгивать и застёгивать пуговицы спереди;
- знать порядок раздевания и аккуратно складывать снятую одежду;
- самостоятельно надевать на себя одежду и обувь в нужном порядке.
Формирование правил поведения:
- Начав раздеваться, не отвлекаться игрой;
- Аккуратно убирать одежду. Одновременно знакомить детей с различными свойствами и качествами предметов одежды, названиями действий, упражнять в правильном употреблении глаголов надеть, одеть, обуть и т. д
- Во время всего процесса одевания или раздевания побуждать детей к самостоятельности.
Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
1. Расстегнуть пуговицы;
2. Снять платье (брюки) ;
3. Аккуратно повесить;
4. Снять обувь;
5. Снять колготки, носки
6. Надеть в обратной последовательности.
Учим пользоваться расчёской.
- Знать свою расчёску и место, где она лежит;
- Показать функциональное назначение расчёски и формировать навык её использования;
- Учить спокойно относиться к процедуре причёсывания, повторять её по мере надобности;
- Позволять ребёнку проявлять самостоятельность, исходя из его желания («Я сам! ») ;
- Переносить навык использования расчёски в игровую ситуацию (с куклой, повторяя знакомое действие в сюжетно-ролевой игре;
- Исключить возможность пользования чужой расчёской.
Учим пользоваться носовым платком.
- Знать назначение носового платка. Не использовать его как предмет игры;
- Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению;
- Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки и т. д.
- Самостоятельно доставать платок из кармана и вытирать самому нос (в случае необходимости обращаться за помощью);
- Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно класть его в карман.
- Обращать внимание на чистоту носового платка!
Правила поведения в туалете:
-Прививать элементарные культурно-гигиенические навыки:
-пользоваться горшком, вовремя сообщая о своих физиологических потребностях