Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Развиваем речь детей

Дата: 27 марта 2019 в 21:07, Обновлено 7 октября 2021 в 17:30

Расширяем словарный запас!

Наблюдая за тем, как малыш растет и познает окружающий мир каждый день, мы обращаем внимание на любое новое слово, которое говорит ребенок. Искренне умиляясь употреблению «совсем уже взрослых» словечек и выражений, родители порой не уделяют должного внимания пополнению необходимого словарного запаса своего крохи. Как исправить ситуацию?

Больше слов - больше интеллекта

Как известно, в современном мире, красивая и правильная речь - символ высокой культуры и хорошего образования. Поэтому, чтобы ваш ребенок легко мог общаться с окружающими и четко выражать свои мысли, заботиться о его языке нужно с детства.

Увеличение словаря малыша тесно связано с развитием мышления и других психических процессов, с одной стороны, и компонентов всей структуры речи, с другой. Поэтому, обогащая, уточняя словарный запас ребенка, мы одновременно формулируем грамматический строй языка и развиваем связную речь.

Самый активный период пополнения словарного запаса ребенок переживает с 2 до 3 лет. В этом возрасте многие дети неправильно произносят звуки, и поэтому могут возникнуть определенные неудобства контакта с окружающими. В 3-4 года ребенок уже знает тысячу слов. Он совершенно правильно использует личные местоимения, все больше задает вопросов, обожает рассказывать, что нарисовано на картинке, сравнивать большое и маленькое, красивое и некрасивое. В 4-5 лет наиболее развитые дети начинают замечать недостатки своей речи, стесняются говорить, избегают слов с «трудными» звуками.

Регулярно увеличивая словарный запас, ребенок параллельно усложняет предложения. «С помощью слов малыш обозначает лишь то, что доступно его пониманию. В связи с этим в его словаре рано появляются слова конкретного значения, позднее слова обобщающего характера. Также пополнение словарного запаса зависит от расширения представлений ребенка об окружающем мире». К пяти-шести годам он обычно говорит уже совершенно правильно. Активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов.

«Важнейшим фактором развития речи, в том числе и обогащения словаря, выступает общение взрослых с ребенком. Если в начале жизни человечка контакт со взрослым носит односторонний и эмоциональный характер, то в дальнейшем ребенок начинает общаться с помощью языка и контакт переходит в двустороннюю форму. В связи с этим развитие словаря во многом определяется социальной средой, где воспитывается ребенок. Возрастные нормы варьируются в зависимости от социально-культурного уровня семьи».

Для того чтобы словарный запас вашего карапуза становился богаче, самим родителям придется последить за своей иногда далеко не идеальной речью. Важно, чтобы разговор взрослых был наполнен более яркими и выразительными словами и выражениями. Ребенок должен не просто знать слова, а применять их на практике. Для этого с детьми нужно как можно больше общаться и читать им книги.

Существует мнение, что особенно полезны в этом плане стихи. Слушая и повторяя, ребенок учится напевать слова, что значительно облегчает процесс их заучивания. Через стихи ребенок узнает, что существуют разные слова с одинаковым звучанием и разные слова со схожим значением.

По подсчетам педиатров, в 2-3 года ребенок знает 50-300 слов. В возрасте 3-4 лет запас увеличивается до 500-1200 слов. С 4 до 5 лет он возрастает до 1,5-2 тыс. слов. После 6 лет среднестатистический ребенок знает более 6 тыс. слов.

Учимся играючи

Ничто другое, кроме игры, так сильно и надолго не заинтересует ребенка. Именно с помощью этого несложного процесса вы можете пополнить словарный запас вашего крохи.

К одним из наиболее простых занятий по обогащению, уточнению и активизации словаря ребенка можно отнести тематические прогулки. Когда идете в аптеку, магазин, проходите мимо стройки, вы разговариваете о данном объекте с малышом. Рассказываете, показываете новые предметы. Также с помощью игр и дидактических упражнений (лото, предметных и тематических картинок и т. п.) малютка узнает новые слова. Во время таких занятий рекомендуется использовать некоторые приемы:

* называние предмета (или явления) и его толкование: например, аквариум -- это стеклянный ящик, где живут рыбки (рекомендуется применять с 3 лет);

* подбор эпитетов: можно спросить, какие бывают собаки: большие, сторожевые и т. д. (желательно с 4 лет);

* узнавание предмета по эпитету: например, острая, колкая - иголка (с 4 лет);

* «скажи по-другому»: заяц, зайчишка, зайка, зайчонок и т. д. (с 4 лет);

* объяснение происхождения слова: например, грузовик - машина, которая перевозит грузы (с 5 лет);

Занимаясь со своим малышом, вы обязательно получите желаемый результат.

Копилка советов

Веселые игры повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, вызовут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10-15 минут, причем играть можно всюду: в автобусе, по дороге в магазин, готовя обед, гуляя на улице. Главное, вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз «объевшись», он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени «проигрывать». Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно «поддаваться». Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

Первая игра очень простая в использовании. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглых предметов? Скажите: «Я знаю круглое колесо, а ты?» Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к колесу шар. Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите: мяч, голова, яблоко, солнце и т. д. Итак, кто больше знает холодного (теплого, зеленого, белого, поющего)?

Вторая игра предполагает использование анализа. Взрослый говорит три слова: сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти три слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона - птицы, а лиса - нет. Следовательно, лиса здесь лишняя.

Еще примеры: молоко, сок, хлеб - все три слова означают съедобное. Но молоко и сок - пьют, а хлеб кушают.

Игры для детей на обогащение словарного запаса

В эту группу игр по развитию речи включены такие лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь детей, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в играх и упражнениях на обогащение словарного запаса детей происходит знакомство со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра «Наоборот»

Цель — упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).

Взрослый говорит ребенку, что к нам пришел в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чем беда: он очень любит все делать наоборот. Мама-ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала «Наоборот». Стала мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому, что все его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и тебя решил научить этой игре. Далее взрослый играет с ребенком в игру «Наоборот»: кидает ребенку мяч и называет слово, а ребенок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий — низкий) и бросить мяч логопеду.

Еще при работе со словами-антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко», а ты ответишь ... («низко»).

Скажу я слово «далеко», а ты ответишь .... («близко»).

Скажу я слово «потолок», а ты ответишь ... («пол»).

Скажу я слово «потерял», а скажешь ты ... («нашел»)!

Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты ... («храбрец»).

Теперь «начало» я скажу — ну, отвечай ... («конец»).

Игровое упражнение «Закончи фразу»

Цель — развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова-неприятели).

Взрослый называет ребенку словосочетания, делая паузы. Ребенок должен сказать слово, которое пропустил взрослый, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон ...

Луна видна ночью, а солнце ...

Огонь горячий, а лед ...

Река широкая, а ручей ...

Камень тяжелый, а пух ...

Обыграть это можно следующим образом: взрослый говорит, что наш знакомый Незнайка пошел все-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант — дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку.

Учительница сказала, что если он исправит ошибку в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давай, ему поможем.

Игровое упражнение «Скажи по-другому»

Цель — упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов-приятелей).

Взрослый говорит ребенку: «У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (печальный, расстроенный). Слова «печальный, грустный и расстроенный» - это слова-приятели.

Почему он такой? Да потому, что на улице идет дождь, а мальчик идет в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идет).

Что значит «дождь идет»? Скажи по-другому.

Что значит «мальчик идет»? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идет? (весна наступает).

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания:

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолет сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течет, струится).

Мальчик бежит (мчится, несется).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный), очень маленький (малюсенький).

Игра «Какой предмет?»

Цель — развитие умения подбирать к слову-предмету как можно больше слов-признаков и правильно их согласовывать.

Эта игра для развития речи у детей похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову-признаку ребенок должен подобрать как можно больше слов-предметов.

Зеленый — помидор, крокодил, цвет, фрукт, ...

Красное — платье, яблоко, знамя, ...

 Развитие связной речи дошкольников

Уважаемые родители!

Проводя развивающие занятия с детьми, очень важно  стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательно нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребёнком, в творческих играх.

Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг – дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. Например: «Вот автомобиль, а что у него есть?» - (Руль, сиденья, дверцы, колёса, мотор…) - «А что есть у дерева?» - (Корень, ствол, ветки, листья…)». Дети очень хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, тёмно-зелёный, светло-коричневый и т.д)

Когда вы вместе с ребёнком  рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы. Например: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?...Далее, можно спросить: «Какой он? Так, Вы, побуждаете ребёнка называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

Названия свойства предметов закрепляются и в словесных играх

Спросите у ребёнка: «Что бывает высоким?» - (Дом, дерево, человек…), «А что бывает выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда? Или: «Что бывает широким?» - (Река, улица, лента…) А что шире – ручеёк или река? Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлечённых слов «высота», «ширина» и т.д.

 Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов. Например: «Что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твёрдым? Круглым? И т.д. Само собой разумеется, для развития речи дошкольника идущего в школу, трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает ребёнка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит всё это постепенно, Двух-трёхлетний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребёнок четвёртого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отражённый пересказ. Например:  Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед …», а ребёнок её заканчивает: «и баба», взрослый – «и была у них….», ребёнок: «курочка и Ряба» и т.д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам:

Например: «Кого встретил Колобок?»(Зайчика), «Какаую песенку Колобок ему спел?» (Ребёнок поёт …) и т.д. Когда ребёнок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом.

Например: дети очень охотно передают сюжеты мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их эмоционально. Постепенно подводите ребёнка к составлению рассказа по – картинке. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начинает высказываться о том, что на ней изображено.

Предложите ребёнку один из примеров творческого задания.

«Вспомни случай».

Выберете с ребёнком какое – то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например: как вы гуляли в Центре города и смотрели на праздничный салют, встречали бабушку, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте, как можно больше деталей – до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.

«Говорим по-разному».

Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или телевизионный комментатор. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало  ли что можно придумать!

«Бюро путешествий».

Каждый день Вы с ребёнком отправляетесь по обычному маршруту, в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с ребёнком, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите. Путешествуя, делитесь впечатлениями.

 «Всегда под рукой».

Всем родителям знакомы ситуации, когда ребёнок трудно чем –то занять, -например, долгое ожидание в очереди или утомительная поездка в транспорте. Всё, что нужно в таких случаях, чтобы в маминой сумочке нашлась пара фломастеров или хотя бы просто ручка. Нарисуйте на пальчиках ребёнка рожицы: одна улыбающаяся, другая - печальная, третья – удивлённая… Пусть на одной руке окажутся два персонажа, а на другой, допустим, три. Дошкольник может дать персонажам имена, познакомить их между собой, спеть песенку или разыграть с ними сценку.

«Лучший друг».

Если Вы ждёте в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребёнок выберет картинку, которая ему нравится. Это может быть какой-то человек – большой или маленький или животное. Попросите его рассказать о своём «лучшем друге». Где он живёт? В какие игры любит играть? Он спокойный или любит побегать? Что можно о нём ещё рассказать?

 «Рассказы по картинкам».

Хорошо, если вы сможете несколько картинок, связанных общим сюжетом. Например: из детского журнала (вроде «Весёлых картинок»). Сначала смешайте эти картинки и предложите ребёнку восстановить порядок, чтобы можно было по ним составить рассказ. Если ребёнку трудно на первых порах, задайте несколько вопросов. Не окажется под рукой такого набора сюжетных картинок – возьмите просто открытку. Спросите ребёнка, что на ней нарисовано, изображено, что происходит сейчас, что могло происходить до этого, а что будет потом.

«Истории из жизни».

Дети с удовольствием слушают рассказы о том, что происходило, когда они были совсем маленькими или когда их вовсе не было на свете. Можно рассказывать эти истории  вечером перед сном, а можно на кухне, когда ваши руки заняты, а мысли свободны. О чём рассказывать? Например: как малыш пинался ноками у вас в животике, когда ещё не родился. Или как вы учились кататься на велосипеде. Или как вы летали на самолёте и т.д. Некоторые истории вам придётся рассказывать не один раз. Просите и других членов семьи подключаться к игре.

«Мой репортаж».

Вы с ребёнком побывали в какой-то поездке только вдвоём, без других членов семьи. Предложите ему составить репортаж о своём путешествии. В качестве иллюстраций используйте фотоснимки или видеосюжеты. Давайте ребёнку возможность самому выбрать, о чём рассказывать, без наводящих вопросов. А Вы, понаблюдайте за тем, что именно отложилось у него в памяти, что для него оказалось интересным, важным. Если начнёт фантазировать, не останавливайте. Речь дошкольника развивается независимо от того, какие события – реальные или вымышленные – им воспроизводятся.

«Семейное  ток-шоу».

Может быть, ребёнку понравится идея попробовать себя в роли телевизионного ведущего? Приготовьте магнитофон или другое записывающее устройство для записи, дайте «журналисту» в руки микрофон – и можно начинать интрервью с бабушкой, дедушкой (другими родственниками)…До начала интервью подскажите ребёнку, какие вопросы можно задать. Например: «Какое у тебя любимое блюдо?»… «Куда бы ты хотел поехать?» и т.д.

«Измени песню».

Детям нравится петь о знакомых вещах – о себе и своей семье, о своих игрушках и о том, что они видели на прогулке… Выберете хорошо известную песню и предложите ребёнку придумать к ней новые слова. Ничего, если текст будет не слишком связным, много повторений – тоже не страшно. Рифмы не обязательны. Можете предложить свой, «взрослый» вариант переделанного текста.

«Чем закончилось».

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребёнка рассказать вам позже, что произойдёт дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего ребёнка!

В популярном пособии для родителей и педагогов автор Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей» говорит так: «Наверное,  нет родителей, которые не хотели бы, чтобы к моменту поступления в школу их ребёнок овладел хорошей дикцией, умением выразительно рассказывать, поддерживать беседу на доступные его возрасту темы, знал буквы, а ещё лучше – читал. Всего этого не так уж трудно добиться, если уделять ежедневное внимание своему ребёнку, хотя бы в игровой форме  помогать  ребёнку осваивать азы связной речи, выражать последовательно свои мысли, развивая артикуляцию и культуру речи».

Очень важно знать родителям

  • Не жалейте своего свободного времени, играйте с детьми. Там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе, проблемы между взрослыми и детьми решаются легко.
  • При разговоре с ребёнком слушайте его внимательно, не перебивайте. Будьте терпеливы при объяснении игр и упражнений. Объясняйте задание просто и понятно, при этом проявляйте и свой интерес.
  • Развивайте любопытство и воображение, поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы. Поменьше критикуйте и поправляйте ребёнка. Замечания делайте с юмором.
  • Искренне радуйтесь успехам детей, не скупитесь на награду. Похвала, поцелуй или рукопожатие – отличное поощрение. Играйте с детьми в разные игры.

Воспитание звуковой культуры речи в домашних условиях

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

При решении многих задач воспитания звуковой культуры речи в детском саду ведущими являются фронтальные формы работы с детьми в специально организованной  деятельности. Но в силу разных причин некоторые дети плохо усваивают материал, не правильно произносят звуки или  вовсе их пропускают. В этом случае необходима, среди прочих, помощь родителей, как закрепляющий и упражняющий фактор. Не все родители, даже при большом желании, имеют навыки  работы по воспитанию звуковой культуры речи, владеют необходимыми методами и приемами. Одним из самых необходимых условий становления правильного произношения в домашней обстановке можно считать правильную, грамотно построенную,  литературно выдержанную речь близких людей, окружающих ребенка дома. Именно она послужит  примером для подражания.

Не секрет, что ребенок, слыша дефекты речи от старших родственников, может перенять их, не подозревая об их неправильности. Особенно ярко это проявляется у детей младшего дошкольного возраста, когда запас впечатлений еще очень мал, работа речедвигательного аппарата несовершенна, но вместе с тем ярко выражена способность к подражанию. В таких случаях необходимо мягко, но настойчиво поправлять ребенка, не произнося неправильный звук.

Эффективным методом стимуляции правильного произношения у детей могут стать совместные чтения родителей и ребенка таких поучительных детских произведений, как рассказы Н. Носова, В. Драгунского.

Читая их вместе с детьми, нужно показать ребенку всю комичность такого произношения, подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. Плохую услугу и детям и родителям могут оказывать неконтролируемые ими просмотры телепередач, мультфильмов, особенно последнего поколения. В них герои, на которых наши дети равняются, им подражают, зачастую шепелявят, картавят, сюсюкают, произносят слова и словообороты, далекие от стандартов  литературной речи.

Ребенок хочет быть похожим на них, особенно если это Супермен, Человек-Паук и т.д.

Для закрепления полученного в детском саду материала, дома можно поиграть с детьми в несложные словесные игры» «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово,  «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?»,  «Скажи иначе» и т.д. Эти игры не требуют специального оборудования, особой подготовки, но хорошо развивают фонематический слух, речевой аппарат.  По дороге в детский сад можно поиграть в другие словесные игры на развитие слухового внимания: «Какие звуки ты слышишь?», «Как гудит транспорт?». В это время можно повторить с детьми знакомые стихи, потешки, считалки, заклички – все это развивает у ребенка дикцию, темп, дыхание, позволяет родителям чаще произносить «неудачные» звуки с детьми, добиваясь лучшего результата.

Многие родители, вопреки рекомендациям педагогов, очень рано стремятся научить детей читать в ущерб  развития других речевых задатков. Механический способ обучения  всегда менее  эффективен чем тот, который строится на  понимании звукового анализа слова. Развитие звуковой культуры речи тесно связано с  обучением ребенка  грамоте, умением распознавать  место звука в слове, вычленяя звуки  шипящие, свистящие, сонорные, мягкие и твердые, гласные и согласные. Все эти умения необходимы  ребенку для дальнейшего обучения его чтению. На помощь родителю в этом случае придут такие игры, как «Сосчитай слоги в слове», «Звуки подружились», «Какой звук потерялся», «Звуковые паровозики» и т.д.

Как только ребенок  поймет слогослияние, его можно приобщать к такому увлекательному и развивающему занятию,  как разгадывание ребусов. Это можно делать и раньше — когда он знакомится со звуками и буквами. Это замечательные игры с родителями: «Секретное письмо», «Разведчики», «Шпионы», «Первобытный человек».

Таким образом, работая с детьми над устранением недостатков и дефектов речи, и педагогам, и родителям нужно:

1)    правильно произносить все  звуки родного языка, иметь ясную, четкую и отчетливую  речь;

2)    следить  за речевым окружением детей, пресекая  сюсюканья, коверканья слов;

3)    больше внимания уделить развитию речевого слуха, речевого аппарата, используя для этого игровые задания, ребусы;

4)    привлекать детей к семейным чтениям, дружеской беседе.

Итак, семья – важный элемент системы образования, где  работа с детьми  по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.

Игровые упражнения для развития грамматического строя речи детей

Уважаемые родители!

Грамматический  строй  речи  усваивается  ребёнком  постепенно, самостоятельно,  путём  подражания  речи  взрослых,  в  процессе  общения  и разнообразной  речевой  практики.  Постепенность  и  определённая последовательность  овладения  грамматическим  строем  объясняется  не  только возрастными  закономерностями  развития  нервной  деятельности  ребёнка,  но  и сложностью грамматической системы русского языка.

Трудность в овладении грамматической стороной речи в том, что ребёнок не осознаёт этих значений, употребляет их интуитивно. Анализ детских высказываний как  при  нормальном  речевом  развитии,  так  и  при  нарушениях  речи,  показывает, что  в  воспринимаемом  и  воспроизводимом  речевом  материале  ребёнок  до определённого  момента  вычленяет  только  план  общего  содержания, сосредотачивая внимание лишь на общем смысле слова, лексическом его значении. Грамматические же средства языка остаются вне сферы его восприятия.

У  детей  с  той  или  иной  речевой  патологией  понижена  способность воспринимать различия лексико-грамматических элементов речи, что ограничивает их  возможности  и  способности,  необходимые  для  продуктивного  и  творческого применения конструктивных элементов языка в процессе речевого высказывания.  Таким детям свойственно хаотическое и беспорядочное сочетание грамматических средств языка.  Таким образом, у детей, имеющих нарушения речи формирование грамматического  строя  языка  характеризуется  наличием  выраженных  нарушений согласования  и  управления.  У  них  значительно  затруднён  механизм словообразования и словоизменения.

       Предлагаем  игровые  упражнения,  способствующие  развитию  лексико-грамматической стороны речи у детей 4-6 лет.

  Игра «Скажи ласково».

Учим  ребёнка  образовывать  уменьшительно-ласкательные  формы существительных.

Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.

Например: мяч – мячик.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Один и много».

Учим  ребёнка  образовывать  форму  множественного  числа  существительных  в именительном падеже.

Взрослый  называет  существительное  в  единственном  числе,  а  ребёнок  называет существительное во множественном числе именительного падежа.

Например: стакан – стаканы.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Жадина».

Учим  ребёнка  согласовывать  притяжательные  местоимения  с существительными.

Взрослый  называет  существительное,  а  ребёнок  подбирает  подходящее притяжательное местоимение «мой», «моя», «моё», «мои».

Например: кукла – моя кукла.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Я вижу».

Учим  ребёнка  образовывать  имена  существительные  единственного  числа  в винительном падеже.

Взрослый показывает натуральные предметы или предметные картинки, а ребёнок говорит, что или кого он видит.

Например: Мяч – Я вижу мяч.

Собака – Я вижу собаку.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Есть – нет».

Учим  ребёнка  образовывать  имена  существительные  единственного  числа  в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у вас есть, а ребёнок, говорит, чего у него нет.

Например: У меня есть помидор. – А у меня нет помидора.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Кому что нужно?»

Учим  ребёнка  образовывать  имена  существительные  единственного  числа  в дательном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.

Например: Кисть нужна … (художнику).

Кость нужна … (собаке).

  Игра «Чем угостишь?»

Учим  ребёнка  образовывать  имена  существительные  единственного  числа  в творительном падеже.

Взрослый начинает предложение, а ребёнок заканчивает предложение.

Например: Зайца угощу … (морковкой).

Собаку угощу … (косточкой).

Курицу угощу … (пшеном).

  Игра «Я думаю».

Учим  ребёнка  образовывать  имена  существительные  единственного  числа  в предложном падеже.

Взрослый называет слово, а ребёнок, говорит, о ком или о чём он думает.

Например: Кукла – Я думаю о кукле.

Самолёт – Я думаю о самолёте.

  Игра «Один – одна».

Учим ребёнка согласовывать числительные «один», «одна» с существительными.

1.  Взрослый  называет  существительное,  а  ребёнок  подбирает  к  этому

существительному числительное «один» или «одна».

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: Шапка – одна шапка.

Мяч – один мяч.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

2.  Подобрать к числительным «один», «одна» как можно больше существительных.

Например: Один – нос, мяч и т.д.

Одна – кукла, кровать и т.д.

  Игра «Два – две».

Учим ребёнка согласовывать числительные «два», «две» с существительными.

Используйте для игры натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком. Взрослый показывает картинку, а ребёнок подбирает к этому предмету числительное «два» или «две».

Например: Два самолёта.

Две машины.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Сосчитай от 1 до 5».

Учим ребёнка согласовывать числительные с существительными.

Предложите  ребёнку  считать  по  образцу.  Используйте  для  игры  натуральные предметы и предметные картинки или рисуйте их вместе с ребёнком.

Например: одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

Аналогично проводить игру со словами по разным лексическим темам.

  Игра «Скажи, какой, какая?»

Учим ребёнка образовывать относительные прилагательные.

Например: Сок из апельсина - … (апельсиновый сок).

Стакан из стекла - … (стеклянный стакан).

Кофта из шерсти - … (шерстяная кофта).

Лист берёзы - … (берёзовый лист).

  Игра «Вместе делать веселей».

Учим ребёнка изменять глаголы по числам.

Взрослый предлагает ребёнку сказать по образцу.

Например: Он сидит. – Они сидят.

Он лежит. – Они … (лежат).

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.