Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Картотека игр для ознакомления детей с профессиями

Дата: 28 января 2019 в 20:42, Обновлено 7 октября 2021 в 17:25

Дидактические игры

«Кому что нужно?»

Цель: учить детей соотносить орудия труда с про­фессией людей; называть соответствующие профессии, предметы и их назначение.

Игровые правила: назвать профессию в соответст­вии с предметом труда, объяснить назначение пред­мета.

Игровые действия: поиск нужных предметов.

Оборудование: на столе у педагога разложе­ны предметы-игрушки для труда людей разных про­фессий: набор медицинских инструментов; набор ку­хонной посуды; молоток, гвозди, гаечный ключ из детского конструктора; большие картинки с изобра­жением людей разных профессий (подбираются кар­тинки и предметы соответствующих профессий).

Ход игры: педагог приглашает по одному участни­ку к своему столу. Ребенок берет какой-либо пред­мет и называет его. Остальные дети должны назвать, кому нужен этот инструмент, что им можно делать. Вызванный ребенок кладет инструмент к картинке с изображением человека соответствующей профессии. Игра продолжается до тех пор, пока не будут назва­ны и разложены все орудия труда. Возможно проведение игры с использованием толь­ко картинок с изображением людей определенных профессий и орудий труда.

«Оденем куклу на работу»

Цель: учить детей соотносить рабочую одежду с профессией человека, называть соответствующие про­фессии.

Игровые действия: поиск нужных предметов одеж­ды в соответствии с названной профессией.

Оборудование игры: на столе у педагога разложе­ны плоскостные изображения рабочей одежды для кукол, на подставках — плоскостные изображения кукол: мальчики и девочки, по 1-2 картинки с изо­бражением различных инструментов (для разных профессий).

Ход игры: педагог рассказывает детям о том, что кук­лы собираются на работу, каждый должен одеться в рабочий костюм. Дети могут догадаться, кем работа­ет каждый, по картинке, которая лежит рядом с кук­лой. На этой картинке нарисован предмет, который необходим для работы. Дети по очереди подходят, рас­сматривают картинку, подбирают одежду и называют соответствующую профессию.

Затем взрослый просит детей закрыть глаза, пута­ет предметы одежды, перекладывает картинки и т. п. Дети исправляют ошибки. Игра повторяется несколь­ко раз.

Игра может проводиться с куклами, для которых специально сшиты разные рабочие костюмы.

«Едем на работу»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве комнаты, находить свое место в соответствии со зри­тельными ориентирами - картинками с изображени­ем профессиональных символов. Развивать внимание, память в процессе данной игры.

Игровые действия: движение по комнате (изобра­жается поездка на машине) и нахождение стула или места с соответствующей профессиональной символи­кой (картинкой).

Оборудование игры: на столе у педагога разложены «рули» (круги, в середине которых нарисованы люди разных профессий), в разных местах комнаты стоят стулья, на них лежат картинки, изображающие инст­рументы.

Ход игры: педагог приглашает детей к своему сто­лу, каждый может выбрать себе профессию, взять руль и поехать на работу, для этого нужно внимательно смотреть на стулья и выбирать картинку с инструмен­том, подходящим для этой работы. Игра проводится несколько раз, педагог перекладывает картинки на стульях, дети должны снова найти свое место. Затем дети меняются рулями (профессиями), и игра повто­ряется.

«Собираемся на работу»

Цель: учить детей подбирать инструменты для лю­дей разных профессий. Уточнять, закреплять знания детей о труде взрослых, использовать эти знания в процессе сюжетно-ролевых игр.

Игровые действия: поиск нужных инструментов, складывание их в чемоданчики, стоящие рядом с кук­лами в рабочих костюмах.

Оборудование игры: куклы в рабочей одежде, чемо­данчики (объемные или плоскостные с прорезями для картинок), наборы игрушечных инструментов или на­боры картинок с изображением инструментов.

Ход игры: на столе разложены игрушечные инстру­менты, педагог просит собрать кукол на работу. Под­бирать игрушки или картинки надо, посмотрев на ра­бочую одежду.

«От слова к слову»

Цель: учить детей последовательно называть пред­меты труда и подбирать картинку с изображением че­ловека соответствующей профессии.

Игровые действия: последовательное называние предметов, изображенных на картинках, ориенти­руясь по стрелкам-пунктирам, называние и подбор картинок с изображением людей той или иной про­фессии.

Оборудование игры: карты, разделенные на квадра­ты, в которых изображены предметы труда; квадраты последовательно соединены между собой пунктирной линией, заканчивающейся стрелкой, которая упи­рается в пустой квадрат; в этот квадрат необходимо положить картинку с изображением человека, кото­рому нужны для работы данные вещи.

Ход игры: ребенок называет последовательно пред­меты, изображенные на картинках, в конце находит нужное изображение человека соответствующей про­фессии.

Варианты сюжетно-ролевой игры «Больница»

«Кукла Катя заболела»

Педагогический замысел: учить двух детей брать на себя роли мамы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Учить детей действиям врача: осмотреть больного, измерить температуру, посмотреть горло, послушать трубочкой; пользоваться в игре атрибутами по назначению, сопровож­дать свои действия речью, вести простые диалоги. Воспитывать чувство заботы о больном, передавать это ласковой речью.

Материал: медицинская сумка, в которой находятся градусник, трубочка, шпатели, таблетки; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона.

Содержание игры

Кукла с завязанным горлом лежит в постели. Педагог спрашивает детей о том, что могло случиться с куклой? Почему она не встает с постели? Почему у нее завязано горло? Выслушивает ответы детей, дает комментарии по поводу них, затем уточняет, знают ли дети, что надо делать, когда кто-то заболел? Кто лечит детей и взрослых? Предлагает детям подумать и сказать, кого надо вызвать к больной кукле.

Педагог предлагает поиграть в поликлинику. Он распределяет роли, коротко инструктирует о том, кто что должен делать во время игры. На первом занятии дети действуют по словесному побуждению.

В процессе развития сюжета мама (ребенок) вызывает врача на дом, позвонив по телефону в поликлинику: «Здравствуйте, у меня заболела дочка. Можно вызвать врача?» Врач (ребенок) отвечает, что он придет к больной. Приходит врач с медицинской сумкой, в халате и колпаке. Взрослый помогает развернуть диалог мамы и врача о болезни куклы. Затем врач измеряет температуру, слушает, смотрит горло, дает рекомендации по лечению (пить таблетки, полоскать горло). Взрослый помогает врачу-ребенку вести диалог с куклой и мамой. Мама дает дочке таблетки, питье. Ласково разговаривает с дочкой. Педагог помогает ребенку вести беседу с куклой, выполнять игровые действия.

«Папа вызывает врача»

Педагогический замысел: учить детей брать на себя роли мамы, папы и врача, действовать адекватно роли, доводить взятую роль до конца игры. Продолжать учить действиям врача: осмотреть больного, измерив температуру, посмотрев горло, послушав трубочкой: пользоваться в игре атрибутами по назначению; со­провождать речью свои действия, вести простые диалоги. Воспитывать у детей устойчивый интерес к игре, дружеские взаимоотношения. Учить относиться к кукле, как к дочке.

Материал: медицинская сумка с инструментами, дополнительно включаются: пипетка, бутылочка с каплями, горчичники; детский белый халат, колпачок; кукла с завязанным горлом в кроватке, два телефона, умывальник, мыло, полотенце (из кукольного уголка).

Содержание игры

Педагог предлагает поиграть «в доктора». Распределяются роли врача, мамы и папы, обговариваются действия участников.

Взрослый помогает детям начать игру, распределив роли «в семье»: папа вызывает доктора по телефону к больной дочке, а мама сидит около ребенка, гладит ее по головке, дает пить и т. п.

Приходит врач в белом халате со всеми атрибутами. Папа встречает врача при входе и предлагает ему помыть руки, проводит врача к дочке. Врач спрашивает дочку о том, что у нее болит, осматривает, ставит градусник, слушает, смотрит горло. По ходу игры педагог постоянно помогает детям выполнять действия и сопровождать их речью, обращаясь к детям согласно их роли, например: «Мама, спросите у доктора, как вам лечить дочку?» или: «Доктор, скажите маме и папе, какая температура у их дочки: высокая или нормальная» и т. п.

На следующем занятии роль больного может играть ребенок, таким образом, в игру включаются четверо детей и т. д. по мере развития сюжета. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные роли.

«Скорая помощь»

Педагогический замысел: закрепить умение детей брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли. Учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение и действия с ним.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровать-кушетка для больного.

Содержание игры

В короткой вступительной беседе педагог рассказывает о том, что надо делать, если человек тяжело заболел или заболел ночью, как ему можно оказать помощь. Предлагает сюжет игры детям. Помогает распределить роли. Начиная игру, педагог рассказывает детям о том, что заболел папа, он не может встать с кровати, чтобы пойти к врачу.

Взрослый спрашивает у детей, что надо делать в таком случае? Дети, в соответствии с предложенным сюжетом, догадываются о том, что надо вызвать скорую помощь. Дочка или сын вызывают скорую помощь по телефону, дежурный в скорой помощи принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач, звонит в дверь, мама открывает, приглашает пройти в квартиру, помыть руки, дает мыло, полотенце. Врач моет руки и проходит к больному. Взрослый помогает, в случае необходимости, вести диалог больного и врача, сопровождать действия речью. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. При выполнении этого действия педагог может оказать помощь (показ, пояснения действий). Если врач пытается сразу уйти, педагог обращает внимание на то, что желательно понаблюдать за больным, посидеть у его кровати, еще раз смерить температуру и т. д.

Врач сидит какое-то время у постели больного, задает ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине.

«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»

Педагогический замысел: продолжать детей учить брать на себя роли врача, шофера, мамы, папы, больного, действовать соответственно взятой роли, адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение. Продолжать воспитывать вежливое отношение друг к другу, сочувствие больному.

Материал: машина «Скорая помощь» (игрушка, напольная машина с рулем), халат, шапочка, сумка с инструментами для врача, кровати для больных, 2—3 куклы.

Содержание игры

Педагог предлагает новый сюжет игры, подробно его объясняет детям, помогает распределить роли.

Взрослый вместе с детьми-родителями переживает по поводу болезни куклы Кати, предлагает вызвать врача скорой помощи. Мама (ребенок) вызывает вра­ча по телефону. Врач отвечает, что он выезжает, садится в машину, водитель скорой помощи ведет машину, едет. Папа встречает врача, предлагает вымыть руки и провожает к больной дочке. Мама встречает врача у постели дочки, отвечает на вопросы врача. Врач осматривает больную, слушает, измеряет температуру, ощупывает живот и т. п. Врач предлагает отвезти дочку в больницу. Мама берет дочку на руки, вместе с врачом садится в машину, и они едут в больницу. Папа остается дома, наводит порядок, готовит обед и т. п. В больнице, куда приезжают мама и больная кукла Катя, стоят 2-3 кроватки, на которых лежат «больные» куклы. Врач встречает приехавших, забирает Ка­тю и укладывает ее в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой в больницу завтра. Мама уезжает. Врач дает Кате лекарство и т. д.

Родители звонят в больницу, узнают о здоровье Кати.

В ходе этой игры можно учить детей «навещать» больных в больнице, гулять с ними, помогать нянечке кормить больных кукол и т. п.

«Кукла поправилась»

Педагогический замысел: познакомить детей с новым сюжетом, закрепить игровое действие врача: измерить температуру, осмотреть горло, выслушать трубочкой и т. п. Продолжать учить детей сопровождать речью свои действия, вести простые диалоги.

Материал: белый халат, шапочка, инструменты для врача.

Содержание игры

Короткая беседа о работе врача в поликлинике, распределение ролей.

По ходу игры мамы с дочками и сыночками (куклами) приходят на прием к врачу в поликлинику.

Врач по очереди принимает посетителей. Мама с куклой входит к врачу, здоровается. Врач задает вопросы о здоровье ребенка, смотрит горло, измеряет температуру, слушает и т. п. Все действия сопровождаются речью, педагог помогает организовывать диалоги, направляя действия и вопросы врача, например: «Доктор, вы посмотрите горло, оно не красное?..» После осмотра и рекомендаций прощаются. Входит следующая мама с ребенком и так далее (2— 3 ребенка).

Данный сюжет может проигрываться в течение нескольких игр, пока все дети не побывают в роли врача и родителей больных детей.

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью медсестры, ее обязанностями, трудовыми действиями: делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, ставит горчичники, компрессы, смазывает ранки, забинтовывает. Закрепить цепочку игровых действий врача, мамы, пришедшей на прием с ребенком, врача и медсестры, в которых врач дает распоряжения медсестре. Продолжать учить пользоваться атрибутами, ввести заменители. Продолжать работать над активизацией словаря детей.

Материалы: медицинские инструменты, вата, бинт, палочки для смазывания ранок, йод.

Содержание игры

Для того, чтобы обучение новым игровым действиям шло в контексте игры, роль врача педагог берет на себя. Краткое вступление педагога, объяснение хода игры, распределение ролей.

Врач и медсестра сидят за столом в поликлинике. Рядом шкаф с медицинскими инструментами. Перед кабинетом на стульях сидят посетители. Входит боль­ной. Врач задает ему вопросы, уточняет, что болит, обращается к медсестре с рекомендацией о том, что надо сделать, например: «Промойте, пожалуйста, рану, смажьте йодом и забинтуйте». Больной подходит к медсестре, она (он) выполняет назначение врача. Врач смотрит и помогает в случае необходимости. Затем врач приглашает больного прийти на следующий день на процедуры к медсестре. Больной благодарит и уходит. Врач зовет следующего (2-3 посетителя).

В процессе последующих игр включается регистратура. Пациенты сначала приходят в регистратуру, берут карточку, потом идут на прием к врачу и мед­сестре. Постепенно «кабинет» медсестры оборудуется отдельно от кабинета врача, дополнительно вводятся процедурные кабинеты и т. п. Таким образом, игра расширяется и углубляется по содержанию.

 «Аптека»

Педагогический замысел: познакомить детей с ролью аптекаря, кассира, посетителей аптеки, учить выполнять игровые действия, соблюдать их последовательность.

Материалы: касса, «деньги», витрина аптеки с разными лекарствами и предметами ухода за больными, предметами личной гигиены, белый халат аптекаря, рецепты картинки с изображением лекарств, предметов ухода зa больным.

Содержание игры

Педагог беседует с детьми о прошедшей экскурсии в аптеку. Вспоминает о том, что видели в аптеке, кто там работает, что и как делает, кто приходит в аптеку, что нужно, чтобы можно было купить лекарства и т. п. Взрослый предлагает детям оборудовать аптеку, расставить там все необходимое. Дети выполняют это вместе с педагогом. Распределение ролей: взрослый берет на себя роль аптекаря, кому-то из детей предлагает быть кассиром, остальным — посетителями.

Аптекарь-педагог стоит за витриной, кассир сидит в кассе. Входят посетители, в руках у каждого рецепт от врача, деньги, сумка. Они подходят к витрине, смотрят, есть ли нужное лекарство. Аптекарь помогает им наводящими вопросами, дает рекомендации, подводит детей к беседе по поводу лекарств, их назначения. Дети по очереди получают чеки в кассе (карточки с кружками), подходят к аптекарю, берут лекарства. Взрослый следит за тем, чтобы все дети озвучивали свои действия, для этого он использует как прямые, так и косвенные вопросы.

В следующей игре роль аптекаря поручается кому-то из детей, а педагог становится посетителем и вместе с детьми покупает лекарства, беседует с ними и т.п.

Поликлиника-аптека»

Педагогический замысел: закрепить умение принимать на себя и обыгрывать роли врача, больного, аптекаря, кассира, медсестры. Продолжать учить детей сопровождать игру речью.

Материалы: атрибуты игр «Поликлиника» и «Аптека».

Содержание игры

Педагог беседует с детьми о работе врача и аптекаря, предлагает ход игры, помогает распределить роли.

Перед кабинетом врача в поликлинике рассаживаются посетители. Врач вызывает по очереди больных. Он беседует с пациентом о его болезни, слушает, смотрит, назначает лечение, выписывает рецепт, дает указания медсестре. Затем больной-ребенок отправляется в аптеку, покупать лекарство. В это время врач принимает следующего посетителя. Далее игра «Поликлиника» идет параллельно с игрой «Аптека».

Литература:

Формирование представлений о профессиях у дошкольников с трудностями в обучении: методическое пособие. – Витебск: ГУО «ВО ИРО», 2009. – 24 с.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.