Адаптация
Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении.
Надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
Дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма.
Кстати, мальчики 3-5 лет более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней.
Для эмоционально неразвитых детей адаптация наоборот происходит легко - у них нет сформированной привязанности к матери. Психологи указывают на следующий парадокс: чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение (например, до 1 года), тем более он будет коллективистски настроен в дальнейшем. Первичный эмоциональный контакт такой ребенок установит не с матерью, а со сверстниками, что не лучшим образом скажется на развитии его эмоциональной сферы - в дальнейшем такой ребенок может не испытать глубокого чувства любви, привязанности, сострадания.
Таким образом, чем более развита эмоциональная связь с матерью, тем труднее будет проходить адаптация. К сожалению, проблемы адаптации могут преодолеть не все дети, что может привести к развитию невроза у ребенка.
Если адаптация к яслям или детскому саду не произошла в течение 1 года и более, то это сигнал родителям, что с ребенком не все в порядке и нужно обратиться к специалисту. По наблюдениям психологов средний срок адаптации в норме составляет: в яслях - 7-10 дней, в детском саду в 3 года - 2-3 недели, в старшем дошкольном возрасте - 1 месяц. Конечно, каждый ребенок по-разному реагирует на новую ситуацию, однако, есть и общие черты.
Всегда нелегко привыкают к детскому саду или яслям единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе.
Хуже остальных чувствуют себя в дошкольных учреждениях дети с флегматическим темпераментом. Они не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть. А если воспитатель не понимает проблем такого ребенка, то начинает его еще больше подстегивать, при этом эмоциональный стресс действует таким образом, что ребенок еще больше затормаживается, становится еще более вялым, безучастным.
Если вы заметили, что у вашего ребенка проблемы с адаптацией, то попробуйте поговорить с воспитателем. Вашему ребенку нужно постоянное внимание и поддержка с его стороны, т. к. другие дети склонны дразнить и обижать более слабых и зависимых. При этом, конечно, излишняя требовательность и принципиальность воспитателя будет серьезным тормозом.
Осложняющим фактором адаптации будут и конфликты в семье, необщительность родителей. Дети непроизвольно усваивают негативные черты поведения родителей, что осложняет их отношения со сверстниками. Они ведут себя неуверенно и нерешительно, много волнуются, сомневаются, поэтому не могут быть принятыми в группе. Что тут можно порекомендовать?
Если ребенок страдает нервным нарушением, то отдавать его в детский сад нужно не раньше 3 лет - девочку и 3,5 лет - мальчика.
Если ребенок - единственный в семье, часто болеет, испытывает страхи, то его вхождение в детский сад должно быть постепенным. Сначала его нужно привести в группу, познакомить с воспитателем и ребятами, посмотреть вместе игрушки, вызвать интерес к новому окружению и: вернуться домой. Затем несколько дней можно приводить ребенка в сад и забирать до начала дневного сна. В зависимости от поведения ребенка время пребывания нужно постепенно увеличивать. Дома следует побольше играть с ним в подвижные эмоциональные игры, поскольку в детском саду ребенок чувствует себя скованно, напряженно, а если не разрядить это напряжение, то оно может стать причиной невроза.
10 советов для экспресс-привыкания к детскому саду
Безусловно, детский сад способен многое сделать для развития своих воспитанников. Однако у детского дошкольного учреждения свои специфические задачи, и оно никогда не сможет полностью заменить родителей и оказывать на ребенка более сильное воспитательное воздействие, чем семья.
Детский сад необходим для ресурса семьи: мама получает возможность выйти на работу, заняться своим образованием, посвятить свободное время себе, а малыш может чему-то научиться. И конечно, хороший детский сад – это не серебряные игрушки и икра на обед, а в первую очередь уважительное отношение к ребенку.
1. При посещении группы обязательно обратите внимание на такую важную деталь, как шум в игровой. Длящаяся более получаса гробовая тишина в комнате – плохой признак. Дети – народ неутомимый и шумный, им свойственно постоянно что-то делать и осваивать. Знающий и ответственный воспитатель должен умело направлять кипучую энергию своих подопечных в «полезное» русло, но никак не подавлять ее.
2. Привыкание ребенка к атмосфере детского сада будет протекать значительно легче, если в группе будут знакомые дети (например, приятели по песочнице). Поэтому по возможности позаботьтесь о том, чтобы у малыша изначально была «своя компания» в новом коллективе.
3. За несколько недель до начала регулярного посещения детского сада максимально приблизьте режим дня ребенка дома к распорядку дня в группе. Учитывая, что многие дети с трудом привыкают к меню детских дошкольных учреждений, предлагайте сыну или дочери блюда, приготовленные по «детсадовским» рецептам. Новый режим и меню всегда оказывают нагрузку на нервную систему – ребенку будет значительно легче, если ему не придется приспосабливаться к «нововведениям».
4. Убедитесь, что ребенок овладел необходимыми навыками самообслуживания. Это значительно облегчит его привыкание к режиму детского сада и питанию, одногруппникам, воспитателям и отсутствию мамы: чем меньше трудностей, тем проще привыкнуть к новому. Однако если малыш чего-то не умеет (например, одеваться, раздеваться без помощи взрослых или проситься на горшок), поводов для отчаяния нет – его обучат в детском саду.
Ускорить привитие какого-то навыка родителям поможет метод сказкотерапии. Например, если вы хотите, чтобы ребенок научился есть самостоятельно, сочините историю о том, как любимый герой малыша (скажем, зайчонок) учился держать ложку, как поначалу ему было трудно попадать ею в ротик, как он наконец стал есть сам, и кто этому обрадовался.
5. Беседуя с ребенком о необходимости посещения детского сада, подчеркивайте, что временная разлука неизбежна только потому, что он уже большой – и это очень здорово. Не забывайте говорить сыну или дочери о своей любви – для ребенка очень важно регулярно слышать о том, что родители его любят и не представляют своей жизни без него.
6. Не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом. Наоборот, как можно чаще рассказывайте малышу, какая интересная жизнь ожидает его: новые друзья и товарищи, интересные игры, изобилие игрушек, творческие занятия, чтение увлекательных сказок, стихов, разучивание песен, танцев и пр…
Покажите сыну или дочери свои детсадовские фотографии, поделитесь воспоминаниями о том далеком времени, когда сами были воспитанником дошкольного учреждения, – рассказывайте о светлых и радостных моментах. Это не только сблизит вас с ребенком, но и поможет ему обуздать свой страх перед неизвестным.
7. Не запрещайте сыну или дочери брать в детский сад «домашние» игрушки и книги: «интимизация» обстановки позволит быстрее освоиться в новых условиях. Так, любимая игрушка, овладев вниманием малыша, поможет ему отвлечься от расставания с близкими. Если уговорить ребенка оставить игрушку переночевать в садике и утром снова с ней встретиться, то велика вероятность, что на следующий день он с охотой и радостью отправится в детский сад.
Благодаря любимой игрушке ребенка вы будете знать, насколько комфортно ему в новой обстановке, находит ли он общий язык с ребятами, с какими проблемами и трудностями сталкивается. Если игрушка ежедневно «ходит» в детский сад вместе с новоиспеченным воспитанником, расспрашивайте его, что происходило с любимым медвежонком (зайчонком, куклой): кто из детей с ним дружил, кто обижал, не было ли ему грустно и одиноко и др..
8. Ни в коем случае не угрожайте ребенку, что отдадите его в детский сад со злыми воспитателями, если он будет плакать при расставании или капризничать. От запуганного малыша проще добиться послушания, однако в этом случае ребенку будет намного сложнее привыкнуть к новой обстановке, подружиться со сверстниками и проникнуться доверием к взрослым.
9. Старайтесь всегда выполнять свои обещания: если сказали ребенку, что заберете его из детсада до обеда или после прогулки (детям трудно понять, что такое «через час», «в 5 часов вечера» и т.п., поэтому лучше опираться на режимные моменты), то приложите все усилия к тому, чтобы сдержать слово. Помните: неопределенность вызывает тревогу, особенно у маленьких детей.
10. Не отдавайте ребенка в детский сад только потому, что в семье родился младенец. Ведь старшему и так несладко приходится из-за перемен, связанных с появлением «конкурента». А решение родителей определить его в детский сад ребенок неизбежно воспримет как свое изгнание и будет страдать от осознания, что ему предпочли новорожденного.