Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр.

Дата: 7 февраля 2021 в 21:01, Обновлено 8 февраля 2021 в 17:41
317 просмотров

Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока кашу варила».

Почему же развитие мелкой моторики так важно? В исследованиях М.Кольцовой установлено, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от того, насколько у ребенка ловкие руки. На основе этой взаимосвязи разработан метод, определяющий уровень развития речи детей первых лет жизни. Он состоит в следующем: ребенка просят показать сначала один пальчик, потом два пальчика и три ("сделай вот так" - и показываем, как это надо делать). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев - говорящие дети; если же пальцы напряженные, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив, вялые ("ватные") и не дают изолированных движений, то это - неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребенка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся. Умение работать пальчиками приходит к малышам не сразу, поэтому задача родителей - превратить обучение в увлекательную игру, выбрав те занятия, которые понравятся именно вашему ребенку! Помните, что, развивая тонкую моторику, Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.

Какие игры и упражнения можно организовать дома?

Катать, перебирать пальчиками карандаши разной толщины, камешки, бусинки, орехи, шарики; Сжимать и разжимать кулачки: кулачок-это бутончик, утром он просыпается, медленно открывается, а вечером засыпает, сжимает лепестки-пальчики. Делаем кулачки «твердые» и «мягкие»; «Ходим» по столу двумя пальцами (ножки крадутся, ножки побежали, мишка косолапый, т.д.); Одновременно на обеих руках показывать только большие пальцы, потом только мизинцы, т.д.; Пальчики танцуют под музыку или песенку; Делаем руками «фонарики», «зайчика», «козу»; Хлопаем в ладоши то громко, то тихо; Нанизываем на шнурок крупные бусины, пуговицы; Завязываем узлы на толстой веревке; Застегивает пуговицы, крючки, молнии не только на своей одежде (это не очень интересно),но и на специальных игрушках (кстати, такие игрушки можно сшить самим); Складываем матрешки; Играем с игрушками - вкладышами, с крупным и мелким (в возрасте постарше) конструктором, с кубиками (желательно деревянными); Играем с водой (разной температуры), песком (сухим, влажным, мокрым); Не забываем играть в «народные» игры «идет коза рогатая», «сорока-сорока кашу варила», «ладушки» - они помогают хорошо размять детские ладошки, повысить настроение, а часто и успокоить, отвлечь; Пора малышу знакомиться с лепкой из глины, пластилина, соленого теста; Пора осваивать рисование красками (с помощью толстой кисти или собственного пальца), толстыми карандашами; Играйте с крупой (можно пересыпать в мисочки, сортировать, делать из нее картинки);

Пальчиковые игры для малышей дают возможность родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря пальчиковым играм малыш получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Пальчиковые игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребѐнком. Персонажи и образы наших пальчиковых игр - паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик - нравятся малышам с полутора-двух лет, дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счѐту, в других ребѐнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Пальчиковые игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребѐнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнѐра по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребѐнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерѐдно, напоминают маленькие сказочки (например, "Два толстых поросѐнка", "Два рыжих таракана", "Краб") и выполнить их самостоятельно могут дети 4-5 лет, а более маленьким должны помогать взрослые. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчѐркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик. Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребѐнок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Рекомендации для родителей по проведению пальчиковых игр.

Перед игрой с ребѐнком можно обсудить еѐ содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой. Выполняйте упражнение вместе с ребѐнком, при этом демонстрируя собственную увлечѐнность игрой. При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своѐм репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша. Не ставьте перед ребѐнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре. Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру. Стимулируйте подпевание детей, "не замечайте", если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи. Проводите подобные упражнения регулярно и Вы увидите, что ребенок стал быстрее запоминать рифмованные тексты, а его речь стала более четкой и выразительной.

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с большого.

Раз-два-три-четыре-пять —

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять —

В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем мелкую моторику материале. Раннее развитие пальцевой мелкой моторики положительно сказывается на становлении речи детей, необходимо при рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Естественно, что только пальчиковыми играми нельзя достичь желаемых результатов. Это только одно из средств развития мелкой моторики и речи.
Пальчиковые игры хорошие помощники для того, чтобы развить координацию. 
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок к познавательной и творческой активности.        

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.